Основные принципы техники вождения автомобиля с механической коробкой передач

1
1427

Коробка переключения передач механического типа создавалась для эффективного распределения мощности автомобильного двигателя в период движения машины, что и является ее основным назначением. В настоящее время можно обозначить три вида механических коробок передач: четырех-, пяти- и шестиступенчатые. Как правило, большое количество переключений на коробке свойственно строительной технике, большегрузным транспортным средствам и другому спецтранспорту. Максимальная эффективность работы двигателя наблюдается при 3 тыс. – 4,5 тыс. оборотах в минуту, а на моторах с дизельным топливом данный показатель начинается с 1,9 тыс. и заканчивается 2,7 тыс. оборотов в минуту. Весьма важно понимать, что у автомобилей разных марок отличия в схеме расположения переключаемых передач могут быть существенными. Поэтому необходимо ознакомиться со схемой коробки автомобиля до того, как начинать движение. И сегодня мы поговорим о том, какова же она, техника вождения автомобиля с механической коробкой передач, насколько сложно ее (коробку) освоить и какие правила следует соблюдать…

vibirat-peredachi-pravilno

В число главных особенностей механического типа коробки передач входит наличие трех педалей на водительском месте: сцепления (крайняя левая), тормоза (по центру) и газа (крайняя справа). Также имеется сам рычаг для переключения передач, постоянно используемый в процессе движения.

Исходя из расположения трех указанных педалей, логичным является нажатие педали «Сцепления» именно левой ногой. Впрочем, для левой ноги участие в процессе управления трансмиссией автомобиля на этом практически и заканчивается. Лишь изредка, в некоторых ситуациях, как например, передвижении по зимней дороге и торможении посредством двигателя, возможно ее периодическое использование для нажатия «Тормоза» в тот момент, когда правая нога контролирует педаль «Газа». Исходя из описанного выше, правой ноге достается контроль над двумя педалями – «Газа» и «Тормоза». Управление механической коробкой, в отличие от коробки автоматической, осуществляется путем согласованного и четкого контроля над педалями с помощью обеих ног. Начнем рассматривать процесс управления МКПП с классического примера – трогания машины с места. Первым делом через нажатие педали «Сцепления», рычаг управления коробкой переводим в нейтральное положение, при котором он почти без усилий и свободно может перемещаться вправо и влево. Педаль «Сцепления» не отпускаем и выполняем запуск автомобильного двигателя. В зимнее время при нажатой педали мотор запускается более легко. Кроме этого, в случае ошибочного перемещения рычага не в нейтральное положение, не случится резкого рывка автомобиля с последующей остановкой работы двигателя. Также это отведет от вероятного ДТП при расположенной впереди соседней машине.

sddefault

 Лишь удостоверившись, что рычаг коробки переключен в нейтральное положение, можно спокойно отпустить педаль «Сцепление». Следующим шагом станет нажатие педали «Сцепление» и переключение рычага на положение первой передачи, в соответствии со схемой коробки. Отпуская плавно левой ногой «Сцепление» в то же время правой плавно начинаем нажимать «Газ» доведя обороты мотора до 1,2 тыс. – 1,5 тыс. оборотов. Ноги при этом должны действовать полностью согласовано, чтобы «Газ» не нажимался быстрее, так как машина, взревев, может рвануться резко вперед. При слишком быстром отпускании левой педали «Сцепления», из-за недостатка мощности у двигателя на холостых оборотах, автомобиль заглохнет. Если же все выполняется правильно, то машина должна тронуться с места и начать движение. Теперь остается плавно и достаточно быстро отпустить «Сцепление». Отрабатывать момент управления можно в кресле дома путем имитации одновременного отпускания «Сцепления» и нажатия «Газа». Для получения эффекта неосознанной моторной функции обычно достаточно провести два или же три занятия длинной по десять минут на каждый подход.

gearshift-knob

 Каким же образом набирается скорость во время передвижения нашей машины? Это осуществляется путем последовательного переключения передач с нижних на верхние. Сначала делаем ускорение движения на текущей передаче, нажимая на «Газ». При достижении показателями двигателя цифры в 4 тыс. – 5 тыс. об./мин., выполняем переход на передачу повыше. Благодаря этому топливо расходуется экономней и обеспечивается дальнейшее ускорение автомобиля. Чтобы процедуру переключения передачи на повышенную выполнить правильно, следует во время движения, когда двигатель функционирует на 4 тыс. об./мин., нажать до упора на «Сцепление» и отпустить одновременно с этим педаль «Газ» до показателей находящихся  в районе 2,5 тыс. – 3 тыс. об/мин. Далее следует переключение рычага на коробке к следующей передаче в соответствии со схемой. Педаль «Сцепления» отпускается быстро и плавно, а скорость машины контролируется «Газом». Нужно запомнить, что быстро набрать скорость можно через переход на передачу пониже, а двигатель при этом должен совершать не более 4,5 тыс. – 5 тыс. оборотов в минуту. Бензиновым двигателям свойственен максимальный разгон при цифрах от 5 тыс. до 7 тыс. оборотов в минуту. Хотя топливо расходуется в таком случае невероятно сильно.

 Теперь перейдем к обратному переключению коробки передач от верхних к нижним, что еще называется таким выражением, как – торможение двигателем, и используется во время сильного дождя, а также при зимнем вождении. Осуществляя движение на автотранспорте, начинаем замедление скорости, отпуская при текущей передаче педаль «Газа» до падения значений оборотов мотора к показателю 2,5 тыс. – 3 тыс. об./мин., после чего перемещаем ручку МКПП. Теперь без блокировки, а лишь за счет силы мотора выполняем равномерное торможение. Чтобы перейти на пониженную передачу, во время 2,5 тыс. об./мин., до упора прижимаем «Сцепление». Рычаг перемещаем на передачу предшествующую включенной согласно схеме. «Сцепление», как и обычно, отпустить нужно быстро и плавно, контролируя «Газом» скорость своей машины и не забывая, что постепенно обороты двигателя поднимутся на 1тыс. – 1,5 тыс. об./мин.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Самоучитель вождения автомобиля. Обучение вождению автомобиля в интернете. Виртуальный инструктор по вождению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!