Если стучит двигатель: причины и следствия

0
692

Посторонние шумы сопровождают автомашину в течение значительной части ее жизни. Слабые и сильные, звонкие и глухие стуки – все они раздражают водителя и снижают общую комфортность. В нашей статье мы поговорим о том, что делать, если стучит двигатель. Причины появления стуков заключаются в неполадках, которые возникли внутри двигателя. При появлении таких ударных звуков в моторном отсеке водитель почти всегда задает себе два вопроса: сможет ли он на автомобиле, в котором стучит мотор, добраться до ближайшей ремонтной мастерской и сколько будет стоить ремонт. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно выяснить, какие же причины появления этих стуков. Ответ на этот вопрос расставит все по своим местам – вы поймете, сможете ли дальше ехать и приблизительно определите стоимость будущего ремонта.

C

Начнем с определения самого понятия стука. В большинстве случаев стук в моторе появляется в зоне сопряжения двух деталей. Происходит это из-за критического увеличения величины зазора между ними. При нормальном режиме эксплуатации ударные звуки появляются при увеличении зазора в два раза от максимально допустимой величины. Отметим, что чем больше зазоры, тем сильнее стучит мотор.

Итак, мы разобрались, что стук – это биение одной детали мотора по другой. В местах соприкосновения деталей возникают высокие нагрузки, которые способствуют быстрому разрушению сопрягаемых поверхностей. Причем скорость разрушения зависит от силы ударов, а этот показатель, как мы говорили ранее, зависит от величины зазора. Иначе можно сказать, что большинство ударных звуков в двигателе прогрессируют, становясь со временем все сильнее.

Иногда ударные звуки в силовом агрегате могут возникнуть и при нормальном зазоре. Причины появления такого стука заключаются в больших нагрузках, перекосе одной из внутренних деталей или в снижении вязкости моторного масла. В таком случае при устранении неблагоприятных факторов стук должен пропасть, но это в том случае, если сопряженные детали не успели получить серьезные повреждения.

Далее предлагаем разобраться в признаках, по которым можно определить причины появления стуков. Таких признаков несколько. Разберем их подробнее.

2013-04-12_163001

Характер стука: нерегулярный, с определенной частотой или же регулярный. Параметры регулярных стуков связывают с частотой вращения коленвала, что говорит о неисправности какой-то детали этого узла. Причем частота появления стуков может, в принципе, как совпадать с частотой вращения вала, так и отличаться в какой-то периодичности.

Следующий параметр – интенсивность. Однако такой параметр имеет субъективный характер: кто-то скажет, что мотор практически не стучит, а другому человеку будет казаться, что стук довольно-таки сильный. Главное в этом параметре – связь интенсивности с режимом работы мотора. Режим работы двигателя связан с нагрузкой на него и частотой вращения коленвала. С увеличением частоты вращения повышается сила инерции в движущихся деталях (например, в клапанном механизме или шатунно-поршневой группе), и если биения связаны с повреждениями именно в этих узлах, то сила удара будет возрастать. Правда, при увеличении нагрузок двигатель будет работать шумнее, что может заглушать стук.

Также на стук влияет изменение подачи масла в двигатель. Например, при росте оборотов коленвала должно увеличиваться давление масла. Характерной чертой работы моторного масла является демпфирующий эффект. Поэтому в некоторых случаях при увеличении оборотов и росте давления масла стуки могут затихать.

В связи с этим появляется еще один параметр, влияющий на появление ударов – температура мотора. Холодный двигатель хорошо задерживает непрогретое масло в увеличенных зазорах между изношенными деталями. Поэтому некоторые силовые агрегаты на холодную работают тихо, а после прогрева, кажется, что они разваливаются на части. Кроме того, зависимость температуры и интенсивности биения связана с тем, что внутренние детали мотора изготовлены из разных металлов, имеющие различные коэффициенты теплового расширения. Естественно, что размеры зазоров между сопрягаемыми деталями будут меняться при изменении температурного режима.

Ну и последний параметр, играющий большую роль при правильной диагностике двигателя – изменение характера стука во время эксплуатации агрегата. Определенные стуки остаются неизменными в процессе эксплуатации мотора, другие же, напротив, очень быстро прогрессируют. Данный параметр позволяет сузить круг возможных причин появления неисправностей. К первому признаку относится появление стуков между твердыми металлами (клапанный механизм), а вот ко второму признаку стоит отнести соударение двух деталей, одна из которых изготовлена из мягкого металла (подшипники распредвала, коренные и шатунные вкладыши).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!