Снятие и ремонт головки блока цилиндров автомобиля «Ока»

33
3420

Ока – единственная модель малого класса, оснащенная двухцилиндровым ДВС, которую  выпускал ВАЗ. И, несмотря на наличие всего двух цилиндров, мотор «Оки» концептуально не отличается от двигателей других моделей автомобилей, выпускаемых Волжским автозаводом.

Силовая установка хорошо проработана, в ней предусмотрено все:

  • Жидкостная система охлаждения.
  • Зубчатый ремень ГРМ с распредвалом, расположеным сверху.
  • Электронная система зажигания.
  • Карбюратор.

Особенности двигателя «Оки»

По сути, от ДВС модели ВАЗ 2108 мотор «Оки» отличается лишь количеством цилиндров. Таким образом, силовой агрегат этой малышки требует точно такого же обслуживания, как и ДВС «восьмерки». Основная особенность мотора «Оки» заключается в том, что головка блока цилиндров играет в его работе серьезную роль, поскольку при небольших габаритах она выполняет те же функции, что и ГБЦ ВАЗ 2108, а именно, участвует в системах:

  • Питания и отвода отработанных газов.
  • Охлаждения.
  • Зажигания.

Также ГБЦ «Оки» отвечает за соблюдение фаз газораспределения. В целом работоспособность ДВС зависит от состояния головки блока цилиндров и ее составляющих, поэтому необходимо регулярно проводить обслуживание ее узлов:

  • Регулировать клапана.
  • Производить замену маслосъемных колпачков.

В случае выхода из строя, ГБЦ подлежит ремонту, сложность которого зависит от характера поломки.

Зачем требуется демонтаж ГБЦ?

Ремонт головки блока цилиндров на «Оке» невозможен без ее снятия. Несмотря на кажущееся удобным расположение ГБЦ в силовом агрегате, демонтировать ее довольно непросто. Дело в том, что к ней крепится множество составных элементов. Как правило, ремонт ГБЦ «Оки» производится по трем основным причинам:

  • Подгорание и износ клапанных кромок и седел.
  • Сквозное прогорание клапанов.
  • Механическое повреждение либо износ маслосъемных колпачков и направляющих.

Встречаются и другого рода поломки, например, трещина на корпусе. К счастью такое случается нечасто. Демонтировать ГБЦ придется и в случае необходимости заменить цилиндропоршневую группу.

Инструкция

Несмотря на то, что снятие ГБУ в «Оке» – процесс весьма трудоемкий, работы вполне можно произвести в гаражных условиях. Итак, если вы решили произвести ремонт или обслуживание своего автомобиля «Ока» самостоятельно, вам потребуются следующие инструменты:

  • Набор ключей (торцевые, накидные, рожковые, головки с воротками).
  • Комплект шестигранников.
  • Ветошь.
  • Отвертки.
  • Емкость для сбора тосола (антифриза).

Не стоит забывать о новой прокладке под ГБЦ – этот расходник одноразовый, и даже если он в хорошем состоянии, все равно при демонтаже ГБЦ (по какой бы причине это не происходило) всегда ставится новая прокладка. Дополнительно понадобятся сальники распредвала, прокладка для клапанной крышки, а также прокладки под впускной коллектор и выпускные трубы.

Сложность процедуры снятия ГБЦ зависит во многом от цели с которой производится демонтаж. Если нужна только замена прокладки головки блока, то много разбирать не придется. Если же демонтаж ГБЦ производится для ее ремонта, работы будет гораздо больше.

Порядок действий

Подготовив все необходимое можно приступать непосредственно к снятию головки блока цилиндров.

  1. Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность, фиксируем стояночным тормозом (дополнительно можно подложить что-то под колеса, чтобы машина не покатилась в ходе работ) и отключаем АКБ.
  2. Сливаем антифриз в подготовленную заранее емкость. (Тут необходимо дождаться пока вытечет вся ОЖ и затем плотно завинтить пробки в сливных отверстиях).
  3. Снимаем корпус воздушного фильтра.
  4. Накрываем ветошью горловину карбюратора, отсоединяем тросики воздушной и дроссельной заслонок и снимаем механизм привода газа вместе с рычагом и кронштейном, которым он крепится.
  5. Также понадобится снять топливные провод электромагнитного клапана ХХ и патрубки.
  6. Снимаем защитный кожух привода ГРМ.
  7. На распредвале и коленвале ставим метки (особенно важно это делать при частичной разборке).
  8. Послабляем натяжение ролика, чтобы ремень ГРМ легко скинулся с колеса распредвала.
  9. Отсоединяем от бензонасоса топливный патрубок и выкрутив крепежные болты насоса снимаем его.
  10. Отсоединяем от клапанной крышки патрубки, откручиваем крепления и снимаем ее.
  11. От датчика момента искрообразования откручиваем гайки, отсоединяем провода, и отводим его в сторону. Также надо скинуть со свечей провода высокого напряжения.
  12. С корпуса вспомогательных агрегатов откручиваем крепежный болт.
  13. С зубчатого колеса распредвала откручиваем крепежный болт, затем осторожно, чтобы не выронить шпонку, стягиваем его.
  14. Демонтируем натяжной ролик.
  15. Выкручиваем крепежный болт задней крышки привода зубчатого ремня и отгибаем ее в сторону.
  16. Выкручиваем крепежные гайки выхлопных труб и аккуратно стягиваем их со шпилек.
  17. Скидываем патрубок вакуумного регулятора.
  18. Откручиваем верхнюю планку натяжения ремня генератора.
  19. Отсоединяем подводящие к головке патрубки системы охлаждения.

Дальнейшие действия зависят от цели, с которой производится демонтаж ГБЦ. Если требуется только замена прокладки, то больше ничего не нужно разбирать. Остается только выкрутить крепежи ГБЦ и снять ее с блока вместе с распредвалом и впускным коллектором, заменить прокладку и собрать все в обратной последовательности.

При этом регулировка клапанов после сборки не понадобится, поскольку не снимался распредвал. Если же демонтаж производится для проведения ремонта, то прежде чем выкрутить болты крепления ГБЦ нужно открутить и снять крышку подшипников распредвала и извлечь его. Только после этого можно вынимать ГБЦ.

Далее от головки отсоединяют впускной коллектор, извлекают толкатели и регулировочные шайбы. Для последующей разборки (снятия клапанов) понадобится рассухариватель. Теперь можно выполнять необходимые ремонтные работы.

Особенности сборки

После ремонта ГБЦ устанавливают на место (с обязательной заменой прокладки), и все собирается в обратном порядке. Есть при сборке некоторые нюансы (один из них, самый важный – порядок затяжки болтов ГБЦ). Если его не соблюсти – очень высока вероятность перекоса посадки головки. Из-за этого может произойти пробой прокладки. Еще один важный момент состоит в том, что затяжку крепежных болтов следует выполнять в несколько подходов. При этом обязательно использовать динамометрический ключ. Порядок затяжки:

  1. Затягиваем в указанной последовательности все болты (усилие  20 Н/м).
  2. Второй подход осуществляем с усилием 70-85 Н/м.
  3. Третий подход – болты доворачиваем на 90°.
  4. Последний, четвертый подход – еще раз доворачиваем болты на 90°.

Также в ходе сборки следует обратить внимание на состояние сальников распредвала. При необходимости их надо заменить.

33 КОММЕНТАРИИ

  1. I simply want to mention I’m beginner to blogging and site-building and absolutely liked you’re web-site. Almost certainly I’m planning to bookmark your website . You definitely come with wonderful well written articles. Thank you for sharing with us your web site.

  2. Hi All,. . I am creating a website for overseas students who are in Australia and those who are thinking of applying a student visa to Australia. (fyi, website will be in the local language).. . I have found a PDF file on the Australian Embassy website advising how to apply those main visas and application procedure, etc. I think this info is very useful to for many people and I want to make this info available on my website. Copyright is the only concerned at the moment.. . If I just copy the whole article «without» making any amendments, including make sure to reference all details where it from etc plus the link to the Australian embassy website. . . Would this be illegal?. . Many thanks..

  3. Hello, you used to write magnificent, but the last several posts have been kinda boring¡K I miss your tremendous writings. Past few posts are just a little bit out of track! come on!

  4. Just want to say your article is as amazing. The clarity in your post is simply excellent and i can assume you’re an expert on this subject. Well with your permission allow me to grab your feed to keep up to date with forthcoming post. Thanks a million and please continue the enjoyable work.

  5. What i do not understood is in reality how you are now not actually much more smartly-liked than you might be now. You are very intelligent. You already know therefore considerably relating to this topic, made me in my view believe it from a lot of varied angles. Its like men and women are not involved unless it¡¦s something to accomplish with Girl gaga! Your individual stuffs outstanding. All the time care for it up!

  6. What i don’t understood is in reality how you are now not really a lot more well-appreciated than you might be right now. You are very intelligent. You understand thus considerably in relation to this subject, made me for my part believe it from numerous varied angles. Its like women and men don’t seem to be involved unless it¡¦s something to accomplish with Girl gaga! Your own stuffs great. At all times maintain it up!

  7. Magnificent site. Plenty of helpful information here. I¡¦m sending it to some friends ans additionally sharing in delicious. And naturally, thank you in your effort!

  8. Thanks for your own work on this web page. Gloria really loves working on internet research and it is easy to understand why. We know all regarding the powerful manner you make practical tips and hints by means of this web site and as well as foster response from other ones on this concern while our favorite daughter is in fact becoming educated a lot of things. Have fun with the rest of the year. You have been carrying out a tremendous job.

  9. Just want to say your article is as astounding. The clarity in your post is simply spectacular and i could assume you’re an expert on this subject. Fine with your permission let me to grab your feed to keep updated with forthcoming post. Thanks a million and please carry on the rewarding work.

  10. Thanks for another informative website. The place else could I am getting that kind of information written in such a perfect method? I’ve a project that I’m simply now working on, and I’ve been at the glance out for such information.

  11. I like what you guys are up also. Such intelligent work and reporting! Carry on the excellent works guys I’ve incorporated you guys to my blogroll. I think it’ll improve the value of my site :).

  12. I really like your blog.. very nice colors & theme. Did you make this website yourself or did you
    hire someone to do it for you? Plz respond as I’m
    looking to construct my own blog and would like to know where
    u got this from. appreciate it

  13. I really appreciate this post. I have been looking all over for this! Thank goodness I found it on Bing. You’ve made my day! Thanks again

  14. hello!,I love your writing very much! share we communicate extra approximately your post on AOL? I need a specialist in this house to solve my problem. Maybe that’s you! Taking a look ahead to look you.

  15. Good site! I truly love how it is simple on my eyes and the data are well written. I am wondering how I might be notified when a new post has been made. I’ve subscribed to your feed which must do the trick! Have a nice day!

  16. I have not checked in here for some time as I thought it was getting boring, but the last few posts are great quality so I guess I will add you back to my daily bloglist. You deserve it my friend :)

  17. Having read this I believed it was very enlightening.
    I appreciate you finding the time and energy to put this informative article together.
    I once again find myself spending a lot of time both reading
    and posting comments. But so what, it was still worth it!

  18. This websiteThis siteThis excellent websiteThis web siteThis page reallytrulydefinitelycertainly has all of theall the infoinformationinformation and facts I wantedI needed about thisconcerning this subject and didn’t know who to ask.

  19. I really appreciate this post. I’ve been looking all over for this! Thank goodness I found it on Bing. You have made my day! Thank you again!

  20. What i do not understood is in fact how you’re no longer actually a lot more smartly-favored than you may be now. You’re very intelligent. You recognize therefore considerably relating to this topic, made me for my part consider it from numerous various angles. Its like women and men don’t seem to be interested except it’s something to do with Lady gaga! Your individual stuffs outstanding. All the time deal with it up!

  21. I am only writing to let you be aware of what a remarkable experience my wife’s daughter developed reading the blog. She even learned several things, most notably what it’s like to have an awesome teaching style to make many more without difficulty thoroughly grasp selected complicated subject areas. You undoubtedly did more than people’s expectations. I appreciate you for providing those practical, safe, educational and in addition easy thoughts on this topic to Tanya.

  22. Attractive section of content. I just stumbled upon your web site and in accession capital to assert that I get in fact enjoyed account your blog posts. Anyway I’ll be subscribing to your augment and even I achievement you access consistently fast.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!