Схема коробки передач МТЗ-80: разбираемся в устройстве и ремонтируем самостоятельно

0
2301

Одним из ведущих устройств трактора, как и любого транспортного средства, считается коробка передач. Она нужна для того, чтобы менять скорость езды и активировать задний ход. Также во многих моделях она выполняет функцию включения навесного оборудования, посредством взаимодействия через боковой вал. Классическая коробка передач имеет в наличии девять ступеней для движения вперед и две назад.

traktor_mtz_50_2
Трактор МТЗ-80

Также в составе есть снижающий редуктор. Он создает силу для удваивания числа передач для переднего и заднего ускорения. То есть в совокупности имеется 18 ступеней для поездки вперед и 4 для движения назад. При этом обычное заводское устройство можно своими силами улучшить и вмонтировать ходоуменьшитель. Его рационально ставить в тракторы, которые большую часть времени работают на небольшой скорости.

Если более подробно посмотреть, то схема коробки передач мтз 80 не так уж и сложна. Один из передних концов вала установлен в подшипнике, а задний прикреплен к концу вторичного вала, который находится возле торца. Шестерни под номерами «3», «4» и «5» установлены на шлицы переднего вала. Снижающий редуктор вмонтирован через ведомую шестерню.

Сам процесс вращения вала совершается на втулке, а также на шарикоподшипниках. Втулка, имеющая в наличии вал внутри, прикреплена к центральной шестерне. На задней части этой шестерни изготовитель поместил кулачки синхронного вала. Они необходимы для отбора мощности. Чтобы была возможность наносить смазку на детали, наверху центральной шестерни есть специальная крыльчатка. Она во время своего вращения разбрызгивает масло на основные части МТЗ-80.

12052012138
Коробка передач МТЗ-80

Классическое устройство имеет в наличии редуктор с двумя ступенями. В работе участвует первая и вторая ступень. Первая активирует все пять передних передач и одну заднего хода. Вторая работает с оставшимися передачами.

Многие водители справедливо полагают, что МТЗ-80 — одно из самых надежных тракторных систем. Но со временем оно изнашивается, и в работе устройства могут наблюдаться проблемы. Одни из главных предвестников поломки: странный шум, стук при наборе скорости, самопроизвольное выключение или слишком медленное переключение передачи. Чаще всего ломаются вилки переключения. Также износу подвержены подшипники и фиксаторы. В некоторых случаях необходима замена стершихся шестеренок.

Если вы стали замечать, что при смене скорости появляется скрежет, то есть вероятность износа дисков устройства. Хотя иногда причина не в изношенности, а в неверной регулировке сцепления шестеренок. Если скрежет продолжается даже после регулировки и замены шестерней, то следует проверить аппарат управления тормозками. Там может деформироваться пружина и из-за своей неправильной длины вызывать постоянное постукивание. Нужно убедиться, что ее длина не превышает 32 мм. Не следует забывать про проверку зазоров в накладках диска. Оптимальная толщина диска составляет 1,5 мм. Если в результате работы он истерся, и его толщина уменьшилась, то он подлежит замене.

Еще одной бедой может стать повышенный люфт рычага. Он может внезапно произвольно выключаться. В этом случае имеет место пониженная сила вилок переключения. Вполне возможно, что из-за изношенности ослабли пружинные фиксаторы. Для более точного установления причины следует отключить устройство для переключения скоростей и тщательно осмотреть и замерить щеки вилок, зазоры планок и толщину зева. Наверняка одна из деталей будет деформирована и ее следует заменить на новую.

Схема-переключения-передач-трактора-МТЗ-82
Схема коробки передач МТЗ-80

Износ подшипников вызовет шум в КПП. Если его игнорировать, то может начаться дальнейшее разрушение сопутствующих деталей и заклинивание ручки при переключении скоростей. Поэтому нам следует снять крышку и при помощи монтировки отодвинуть в сторону валы. Если они имеют смещение в сторону, то больше не сомневаемся в том, что подшипники износились. Ставим новые и забываем про надоевший шум.

Неприятности создаст также большой зазор вторичного вала. При нем могут наблюдаться шумы в работе КПП. Первым делом надо проверить, насколько хорошо закреплены гайки вала. Если с ними все в порядке, то следует подозревать в неисправности подшипники устройства.

Постоянный стук в КПП, пропадающий во время переключения скоростей, свидетельствует об истертости шестеренок. Поиск дефекта состоит из следующих шагов: снимаем раздаточную коробку, отодвигаем крышку, при помощи домкрата поднимаем одно колесо. Визуально оцениваем общее состояние системы и ищем шестерню, зубчики которой стерлись или погнулись. Если просто так найти ее не удается, то придется разобрать коробку передач полностью.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!