Проблемы с аккумуляторной батареей: причины и последствия

2
2657

Аккумуляторная батарея – важнейший узел автомашины, отвечающий за питание стартера и прочих энергопотребителей до момента запуска двигателя. После включения силового агрегата функцию питания всех потребителей перебирает на себя генератор. Внешний вид аккумулятора говорит о его надежности, но в действительности это не так. Данный элемент очень чувствителен к различным внешним факторам – изменению температуры, повышению нагрузок и неблагоприятным эксплуатационным условиям.

Несоблюдение правил обслуживания аккумулятора может привести к плачевным последствиям – АКБ может снизить свой рабочий ресурс или просто выйти из строя. Например, при длительном хранении батареи на морозе в нем просто может замерзнуть электролит, а летом наоборот – длительная эксплуатация под нагрузками приведет к закипанию электролита. Что же делать новичкам? Как не довести свой аккумулятор до появления неисправностей?

ак1

В первую очередь стоит разобраться с общей терминологией. Появление проблемы с АКБ зачастую характеризуется выражением — «кипит аккумулятор». Под этим словосочетанием подразумевается достижение электролитом, находящимся внутри батареи, максимальной температуры, при которой начинается гидратация жидкости. Данный процесс характеризуется разложением воды на две химические составляющие – кислород и водород. Основные причины возникновения неисправностей в аккумуляторе связаны со сбоями функционирования автомобильной бортовой системы. Если говорить другими словами, то подобное кипение может возникать из-за таких проблем:

  • нарушение эксплуатационных правил;
  • работа при высоких температурах;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • перезарядка источника питания.

Рассматривая все эти возможные неисправности можно сказать, что охват потенциальных проблем достаточно солидный. Далее предлагаем разобрать более подробно, почему же возникает закипание АКБ и как автомобилисту справится с этой проблемой.

Причины закипания аккумулятора

Основная причина обычно заключается в неисправности реле, которое контролирует величину напряжения в автомобильной электросистеме. Как известно, величина напряжения на выходе генератора напрямую зависит от числа оборотов коленвала мотора. В задачу данного реле входит стабилизация напряжения и ограничение этой величины в имеющемся пределе.

Оптимальное напряжение в автомобильной сети должно быть в диапазоне от 12,9 до 13,4 Вольт. Правда, в некоторых автомобилях этот параметр имеет верхнюю границу на уровне 14 – 14,2В. Если же измерения напряжения в сети показывают величину выше верхней границы, значит стоит проверить работоспособность этого реле.

Если из строя вышел автомобильный генератор, то напряжение в сети будет несколько ниже минимально разрешенного значения, что в итоге приведет к неполной зарядке аккумулятора при движении машины. Ну а если этот показатель растет, то вероятнее всего внутри батареи начинается процесс гидролиза – другими словами можно сказать, что аккумулятор начинает кипеть.

ак2

Чтобы предотвратить возникновение данной проблемы мы советуем вам периодически измерять напряжение в электрической сети автомобиля. Помните, что при напряжении выше 14,3В ресурс работы аккумулятора начинает резко сокращаться, а при повышении напряжения до 14,6В аккумуляторную батарею вообще запрещено эксплуатировать. В этом случае нужна срочная полная диагностика электрической системы автомобиля.

Кипение аккумулятора, связанное с ошибками в эксплуатации автомобиля

Иногда автомобилисты очень сильно перегружают аккумулятор при заглушенном моторе. Например, включают вентилятор печки, освещение, магнитолу и другие электрические устройства машины. В результате батарея быстро разряжается, а при попытке завести мотор, электролит в батареи начинает кипеть. Все дело в завышенном токе, который передается от генератора на батарею. Чтобы не столкнуться с такой проблемой мы советуем отключить разряженную батареи и произвести ее зарядку с помощью специального сетевого устройства. Отметим, что ток подзаряда в такой ситуации должен быть на уровне 10% от общей емкости устройства.

Еще одна ошибка, которая касается водителей большегрузных автомобилей и автобусов, где устанавливается сразу две аккумуляторные батареи. Ошибка заключается в том, что водители иногда устанавливают аккумуляторные батареи, имеющие разную емкость. В результате одна батарея может быть перезаряжена, а вторая — без необходимого заряда. Чтобы таких перекосов не было, нужно ставить батареи, имеющие идентичные технические параметры.

Короткое замыкание пластин

Данный сбой внутри аккумуляторной батареи также может привести к кипению электролита. Еще напряжение на выходе аккумулятора может снизиться при выходе из строя банок аккумулятора. Так выход из строя одной банки уменьшает выходное напряжение на 2,1В. Логично, что в таком случае выходное напряжение с генератора будет превышать значения напряжения уже на выходе АКБ, что в итоге ведет к закипанию электролита.

Еще несколько неисправностей внутри АКБ, которые могут вызывать кипение:

  • замыкание между пластинами с разными потенциалами;
  • отсоединение электродов от контактного мостика;
  • разрушение активной поверхности пластин с дальнейшим замыканием этих пластин.

Чтобы не допустить появления этих проблем мы советуем периодически проверять напряжение в банках АКБ. Если в какой-то банке вы обнаружите напряжение, отличное от других, значит она вышла из строя.

Кроме того кипение электролита может быть вызвано высокой температурой окружающей среды. Так, летом, в жаркую погоду, температура под капотом может доходить до 100 – 150С, а рабочая температура АКБ, по ее паспортным данным, должна быть на уровне 45 – 50С. Логично, что чем жарче под капотом, тем быстрее закипит ваш АКБ.

Последствия

Кипение жидкости внутри аккумулятора губительно не только для самого АКБ, но и для всех устройств, находящихся с ним в сопряжении. Кипение электролита приводит к уменьшению его объема в АКБ, что в итоге меняет состав и рабочие характеристики батареи. Зачастую основное негативное влияние оказывается на емкость батареи, она существенно снижается.

Если вовремя не обратить внимание на эту проблему, то уровень электролита опустится ниже уровня пластин, что в итоге приведет к резкому снижению рабочего ресурса.

Чтобы избежать возможных проблем с АКБ мы советуем контролировать его состояние и своевременно принимать требуемые меры.

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. I just want to mention I am just beginner to weblog and seriously liked this web page. Almost certainly I’m going to bookmark your site . You absolutely come with very good well written articles. Thanks a bunch for sharing your website page.

  2. I’m just looking for place to start up a blog with a friend where we talk sports in Chicago as well as other things going on nationwide….just for fun. Any suggestions on sites would be great. Thanks..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!