Проблемы с аккумуляторной батареей: причины и последствия

0
213

Аккумуляторная батарея – важнейший узел автомашины, отвечающий за питание стартера и прочих энергопотребителей до момента запуска двигателя. После включения силового агрегата функцию питания всех потребителей перебирает на себя генератор. Внешний вид аккумулятора говорит о его надежности, но в действительности это не так. Данный элемент очень чувствителен к различным внешним факторам – изменению температуры, повышению нагрузок и неблагоприятным эксплуатационным условиям.

Несоблюдение правил обслуживания аккумулятора может привести к плачевным последствиям – АКБ может снизить свой рабочий ресурс или просто выйти из строя. Например, при длительном хранении батареи на морозе в нем просто может замерзнуть электролит, а летом наоборот – длительная эксплуатация под нагрузками приведет к закипанию электролита. Что же делать новичкам? Как не довести свой аккумулятор до появления неисправностей?

ак1

В первую очередь стоит разобраться с общей терминологией. Появление проблемы с АКБ зачастую характеризуется выражением — «кипит аккумулятор». Под этим словосочетанием подразумевается достижение электролитом, находящимся внутри батареи, максимальной температуры, при которой начинается гидратация жидкости. Данный процесс характеризуется разложением воды на две химические составляющие – кислород и водород. Основные причины возникновения неисправностей в аккумуляторе связаны со сбоями функционирования автомобильной бортовой системы. Если говорить другими словами, то подобное кипение может возникать из-за таких проблем:

  • нарушение эксплуатационных правил;
  • работа при высоких температурах;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • перезарядка источника питания.

Рассматривая все эти возможные неисправности можно сказать, что охват потенциальных проблем достаточно солидный. Далее предлагаем разобрать более подробно, почему же возникает закипание АКБ и как автомобилисту справится с этой проблемой.

Причины закипания аккумулятора

Основная причина обычно заключается в неисправности реле, которое контролирует величину напряжения в автомобильной электросистеме. Как известно, величина напряжения на выходе генератора напрямую зависит от числа оборотов коленвала мотора. В задачу данного реле входит стабилизация напряжения и ограничение этой величины в имеющемся пределе.

Оптимальное напряжение в автомобильной сети должно быть в диапазоне от 12,9 до 13,4 Вольт. Правда, в некоторых автомобилях этот параметр имеет верхнюю границу на уровне 14 – 14,2В. Если же измерения напряжения в сети показывают величину выше верхней границы, значит стоит проверить работоспособность этого реле.

Если из строя вышел автомобильный генератор, то напряжение в сети будет несколько ниже минимально разрешенного значения, что в итоге приведет к неполной зарядке аккумулятора при движении машины. Ну а если этот показатель растет, то вероятнее всего внутри батареи начинается процесс гидролиза – другими словами можно сказать, что аккумулятор начинает кипеть.

ак2

Чтобы предотвратить возникновение данной проблемы мы советуем вам периодически измерять напряжение в электрической сети автомобиля. Помните, что при напряжении выше 14,3В ресурс работы аккумулятора начинает резко сокращаться, а при повышении напряжения до 14,6В аккумуляторную батарею вообще запрещено эксплуатировать. В этом случае нужна срочная полная диагностика электрической системы автомобиля.

Кипение аккумулятора, связанное с ошибками в эксплуатации автомобиля

Иногда автомобилисты очень сильно перегружают аккумулятор при заглушенном моторе. Например, включают вентилятор печки, освещение, магнитолу и другие электрические устройства машины. В результате батарея быстро разряжается, а при попытке завести мотор, электролит в батареи начинает кипеть. Все дело в завышенном токе, который передается от генератора на батарею. Чтобы не столкнуться с такой проблемой мы советуем отключить разряженную батареи и произвести ее зарядку с помощью специального сетевого устройства. Отметим, что ток подзаряда в такой ситуации должен быть на уровне 10% от общей емкости устройства.

Еще одна ошибка, которая касается водителей большегрузных автомобилей и автобусов, где устанавливается сразу две аккумуляторные батареи. Ошибка заключается в том, что водители иногда устанавливают аккумуляторные батареи, имеющие разную емкость. В результате одна батарея может быть перезаряжена, а вторая — без необходимого заряда. Чтобы таких перекосов не было, нужно ставить батареи, имеющие идентичные технические параметры.

Короткое замыкание пластин

Данный сбой внутри аккумуляторной батареи также может привести к кипению электролита. Еще напряжение на выходе аккумулятора может снизиться при выходе из строя банок аккумулятора. Так выход из строя одной банки уменьшает выходное напряжение на 2,1В. Логично, что в таком случае выходное напряжение с генератора будет превышать значения напряжения уже на выходе АКБ, что в итоге ведет к закипанию электролита.

Еще несколько неисправностей внутри АКБ, которые могут вызывать кипение:

  • замыкание между пластинами с разными потенциалами;
  • отсоединение электродов от контактного мостика;
  • разрушение активной поверхности пластин с дальнейшим замыканием этих пластин.

Чтобы не допустить появления этих проблем мы советуем периодически проверять напряжение в банках АКБ. Если в какой-то банке вы обнаружите напряжение, отличное от других, значит она вышла из строя.

Кроме того кипение электролита может быть вызвано высокой температурой окружающей среды. Так, летом, в жаркую погоду, температура под капотом может доходить до 100 – 150С, а рабочая температура АКБ, по ее паспортным данным, должна быть на уровне 45 – 50С. Логично, что чем жарче под капотом, тем быстрее закипит ваш АКБ.

Последствия

Кипение жидкости внутри аккумулятора губительно не только для самого АКБ, но и для всех устройств, находящихся с ним в сопряжении. Кипение электролита приводит к уменьшению его объема в АКБ, что в итоге меняет состав и рабочие характеристики батареи. Зачастую основное негативное влияние оказывается на емкость батареи, она существенно снижается.

Если вовремя не обратить внимание на эту проблему, то уровень электролита опустится ниже уровня пластин, что в итоге приведет к резкому снижению рабочего ресурса.

Чтобы избежать возможных проблем с АКБ мы советуем контролировать его состояние и своевременно принимать требуемые меры.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!