Прокачка тормозов на автомобилях ВАЗ

0
201

Тормозная система всех вазовских авто оснащена гидравликой. Усилие, прилагаемое водителем во время нажатия на педаль тормоза, передается на механизмы, прижимающие тормозные колодки к дискам, посредством жидкости. Разумеется, воздействие должно быть достаточным для обеспечения торможения, поэтому система оснащена усилителем.

Немного теории

Жидкость используется для передачи усилия благодаря одному из своих физических свойств – несжимаемости. Под давлением она не меняется в объеме, поэтому идеально подходит на роль передатчика усилия. Из всех видов приводов гидравлический – самый практичный. Тем не менее, и у него имеется один недостаток: при попадании в гидравлику воздуха, ее эффективность резко снижается.

прк1

В отличие от жидкости воздух до определенной степени сжимается под давлением, поэтому его присутствие в системе препятствует ее нормальной работе. Усилие передается на тормозные механизмы частично, поскольку поглощается за счет изменения объема жидкости.

Почему происходит завоздушивание?

Есть несколько причин, по которым воздух может оказаться внутри тормозной системы. Трубопроводы привода тормозной системы, идущие на задний мост автомобиля, расположены под днищем, поэтому постоянно подвергаются ударным нагрузкам и негативному воздействию окружающей среды.

Особенно эти элементы страдают в зимнее время, когда коммунальными службами применяются химические реактивы для обработки дорог от снега и льда. Трубки привода выполнены из мягких металлов (латунь, медь), подверженных окислению более других. Со временем они изнашиваются, а при образовании трещин в систему проникает воздух.

прк4

Привод передних тормозов состоит из двух частей – резиновая и металлическая трубки. В процессе эксплуатации автомобиля резина теряет свою эластичность, «дубеет» и трескается, что также становится причиной завоздушивания.

Воздух может проникнуть в тормозную систему и при плановом обслуживании авто, когда производится замена тормозной жидкости или колодок.

На автомобилях ВАЗ воздух из тормозной системы можно удалить при помощи процедуры прокачки тормозов. Для этого в конструкции присутствуют штуцеры.

Понять, что тормозная система нуждается в прокачке просто. Если в нее попал воздух –  педаль тормоза периодически «проваливается», при нажатии на тормоз не ощущается привычного сопротивления. В зависимости от количества воздуха в системе эффективность тормозов становится либо ниже, либо они отказывают совсем.

Прежде чем приступить к прокачке тормозов, необходимо удостовериться в том, что все трубки целы. При наличии подтеков тормозной жидкости следует выявить причины и устранить их. Вышедшие из строя трубки следует заменить новыми, и только после этого можно начинать прокачку. Не менее важно проверить уровень тормозной жидкости в расширительном бачке и при необходимости долить ее. Также, гидравлическую жидкость придется доливать в процессе прокачки тормозов.

Процедура имеет свои тонкости и некоторые различия, которые зависят от модели автомобиля ВАЗ. Эти нюансы обусловлены тем, что на разных моделях жигулей  конструкция системы тормозов отличается, а от этого зависит порядок выполнения работ. Если вы собрались прокачать тормоза самостоятельно, вам понадобится помощник.

Для  прокачки тормозов понадобится подготовить следующие инструменты:

  • накидной или зажимной ключ на 8 (для откручивания штуцеров);
  • прозрачную силиконовую трубку, равную по диаметру штуцеру;
  • прозрачную емкость;
  • тормозную жидкость.

Важно: не рекомендуется использовать рожковый ключ, поскольку штуцера нередко «прикисают», что делает их откручивание довольно сложным. При использовании рожкового ключа есть риск просто «облизать» грани штуцера. Если это произойдет, то выкрутить его не получится вообще, и тогда придется обращаться за помощью в автосервис.

Прокачка тормозов на классических моделях ВАЗ

Принцип прокачки тормозов одинаков на всех моделях ВАЗ. Единственное различие состоит в очередности действий, которая зависит от конструктивных особенностей некоторых моделей.

Рассмотрим для начала способ прокачки тормозов на классических, заднеприводных моделях жигулей (ВАЗ-2101 – 2107, 21011, 21013). На них используется двухконтурная тормозная система. Иными словами, она разделена на две, независимые друг от друга части.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Такая конструкция предусмотрена из соображений дополнительной безопасности на дорогах. Если вдруг в одном из контуров образовалась протечка и система завоздушилась, второй останется работоспособным и автомобиль сможет затормозить. Вместе с тем, если воздух оказался в системе по причине нехватки тормозной жидкости и пошел «гулять» по системе от главного цилиндра – завоздушивание пойдет по обоим контурам.

Каждый из контуров на «классике» отвечает за свой привод. По одному из них подается жидкость на задний мост, по второму – на передний. Это необходимо учитывать, приступая к прокачке тормозов.

На заметку: если завоздушен лишь один из контуров, второй можно не трогать. Например, при замене тормозных колодок на задних колесах, прокачивать нужно только контур, отвечающий за задний мост.

Последовательность прокачки:

  1. Загоняем автомобиль на смотровую яму – так будет проще добраться до штуцеров.
  2. Обездвиживаем машину при помощи стояночного тормоза или «башмаков», подставленных под колеса.
  3. С расширительного бачка, в котором находится тормозная жидкость, снимаем крышку и проверяем уровень ТЖ. При необходимости доливаем ее до отметки «max».
  4. Прокачку начинаем с заднего моста. Первым на очереди стоит правое заднее колесо, поскольку именно оно находится дальше всех от главного цилиндра.
  5. Сажаем помощника за руль, спускаемся в яму.
  6. Подготавливаем штуцер: при помощи накидного ключа срываем его с места и закручиваем обратно. Такая подготовка нужна для того, чтобы во время прокачки не произошло заминки по причине проблем с откручиванием.
  7. Надеваем на штуцер силиконовую трубку, второй ее конец опускаем в емкость с ТЖ.
  8. Помощник по команде начинает выжимать педаль тормоза несколько раз подряд до тех пор, пока она не перестанет проваливаться. Как только педаль станет «упругой», напарник должен надавить на ее и удерживать в таком состоянии.
  9. В это время немного откручиваем штуцер и следим за тем, как по трубке стекает в емкость ТЖ. Через прозрачные стенки силиконовой трубки очень хорошо видны пузырьки  воздуха.
  10. Когда удерживаемая помощником педаль тормоза упадет, заворачиваем штуцер.
  11. Проверяем уровень жидкости в расширительном бачке и снова доливаем ее до максимума.

Важно: в процессе прокачки тормозов за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке необходимо следить постоянно. Если ее станет слишком мало, в систему может попасть воздух, и в этом случае все работы придется начинать заново.

прк2

На одном колесе процедуру прокачки необходимо повторить несколько раз, пока в силиконовой трубке не перестанут просматриваться пузырьки воздуха во время стравливания ТЖ через штуцер. Как правило, для полной прокачки хватает 5-6 раз. Аналогичные действия производим на левом заднем колесе.

Прокачка передних тормозов ВАЗ

Далее на очереди передний мост. Здесь придется снимать колеса, поскольку в отличие от задней части авто, где штуцера находятся на внутренней стороне барабанов, на передних они расположены снаружи. Принцип последовательности тот же, что и на задних колесах – начинаем с того, которое наиболее удалено от главного цилиндра. В случае с передними тормозами – это левое колесо. Порядок действий:

  1. Поднимаем левую сторону авто на домкрат, снимаем колесо.
  2. Прокачиваем систему аналогично заднему мосту.
  3. Ставим колесо на место, закручиваем болты, опускаем домкрат.
  4. То же самое проделываем с правой стороной.

Особенности проведения работ на переднеприводных моделях ВАЗ (2108, 2109, 21099)

На более новых автомобилях ВАЗ схема расположения контуров изменилась. Последовательность прокачки тормозов здесь иная:

  1. Заднее правое колесо.
  2. Переднее левое.
  3. Заднее левое.
  4. Переднее правое.

Объясняется такой порядок работ тем, что в более поздних моделях жигулей контуры идут наперекрест – заднее правое колесо и переднее левое объединены одним контуром. Второй идет на оставшиеся два колеса.

Есть еще один нюанс, о котором нужно знать. В конструкциях моделей, начиная с ВАЗ-2108, на задних колесах присутствует механизм регулирования давления привода тормозных механизмов. Если для прокачки задок автомобиля вывешивается, этот регулятор необходимо разблокировать, установив между штоком и упорной пластиной отвертку.

Важно: не забудьте извлечь отвертку после завершения процедуры прокачки тормозов.

Особенности прокачки тормозов на ВАЗ-2121 «Нива»

Эта модель ВАЗ отличается от всех прочих полным приводом. В тормозной системе «Нивы» так же, как и в остальных автомобилях ВАЗ имеется 2 контура, но отличие состоит в том, что один из них объединяет передние колеса, а второй – все 4 колеса.

Чтобы контуры не зависели друг от друга, на «Ниве» предусмотрен блочный суппорт, находящийся впереди. К нему подведены 2 тормозные трубки, соответственно имеется и 2 штуцера.

Прокачку тормозов на «Ниве» выполняют в следующей очередности:

  1. Выгоняется воздух из тормозных механизмов задних колес – вначале правое, потом левое.
  2. Прокачивается общий контур переднего моста – правая, затем левая сторона. Здесь очень важно не перепутать штуцера, расположенные на блоке суппорта. Верхний отвечает за общий контур, нижний – за передний. Используем верхний штуцер.
  3. Прокачивается контур переднего моста (используем нижний штуцер). При прокачке переднего контура очередность роли не играет.

В Chevrolet Niva конструкция тормозных контуров идентична переднеприводным моделям ВАЗ (диагональная). Поэтому прокачку тормозов на этом авто производят так же.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!