Самостоятельная диагностика, регулировка и ремонт рулевой рейки на автомобилях ВАЗ

0
742

Система рулевого управления легкового автомобиля отвечает за общее направление движения машины. Кроме того, от правильного функционирования этой системы напрямую зависит безопасность водителя и других участников движения на автодороге. Важнейшим элементом данной системы является рулевая рейка. Предназначается рейка для передачи усилия от рулевого колеса к тягам, которые уже поворачивают управляемые колеса в ту или же иную сторону. Во всех моделях ВАЗ, за исключением лишь самых новых, рулевая рейка не оборудуется усилителем. Наверное, многие автолюбители сейчас подумали, что это хорошо, так как механическая конструкция должна служить вечно. Однако, это совсем не так. Рейка, как, впрочем, и любой подвижный механизм, вполне может выйти из строя. В нашей статье мы хотели бы рассказать о конструкции рулевой рейки, о том, какие проблемы может вызвать неисправность этого узла, а также разберем, как правильно самостоятельно отремонтировать или заменить эту деталь.

Роль рулевой рейки в системе управления автомобилем и ее конструкция

Конструктивно рулевая рейка выглядит как стальной бланк, с одной стороны которого имеются зубья, входящие в плотное зацепление с аналогичными элементами приводной шестерни. Ну а сама приводная шестерня приводится в движение водителем, который вращает рулевое колесо. Сцепление рулевого колеса и приводной шестерни происходит через вал и небольшой карданчик.

Верхняя часть рулевой рейки имеет крепежные элементы, к которым присоединяются тяги, идущие далее к стойкам амортизаторов и закрепленные там при помощи наконечников и пальцев.

Водитель, поворачивая рулевое колесо, приводит в движение рулевой вал, тем самым передавая усилие через карданчик на приводную шестерню. В свою очередь, шестерня вращается и передвигает рулевую рейку и, соответственно, рулевые тяги в требуемую сторону. Вот таким простым способом происходит управление автомобилем.

ре3

Конечно, сама конструкция рулевой рейки не совсем такая, как мы описали выше. Для обеспечения надежной работы рейки в ее конструкцию входят еще такие важные элементы:

  • корпус колонки (картер);
  • гофра (защитный кожух) с хомутами;
  • шариковый и игольчатый подшипники приводной шестерни;
  • втулка опорная (фторопластовая);
  • упорная гайка;
  • упор;
  • различные заглушки, пыльники, крепежные гайки и прочее.

Неисправности механизма рулевой рейки

Неисправную рейку, требующую срочного ремонта или замены, можно определить по таким признакам:

  • при повороте руля в начале движения или в стоячем положении слышен четкий хруст (стук);
  • закусывание или заклинивание рулевого колеса;
  • при движении автомобиля по неровной дороге явно ощущается вибрация или стук в рулевом колесе;
  • большой люфт руля;
  • явное виляние передних колес.

Причины неисправностей в рулевой рейке

Таких причин достаточно много, но среди них можно выделить самые распространенные:

  • израсходованный рабочий ресурс;
  • преждевременный износ элементов рулевой рейки, возникающий при частой езде по бездорожью;
  • резкое начало движение автомобиля при вывернутом руле;
  • механическое повреждение подвески и элементов рулевого механизма, возникающие при попадании автомобиля в глубокие ямы.

Люфт рулевого колеса

При выявлении такой неисправности советуем не отчаиваться, вполне вероятно, что данная проблема устранится путем проведения небольшого ремонта. Давайте сразу разберемся, как выявить люфт и как правильно подтянуть рейку, чтобы избавиться от этой неисправности.

ре2

Итак, чтобы разобраться с этой проблемой, нужно открыть капот и определить место установки рулевой рейки. Далее демонтируйте все элементы двигателя, которые явно мешают  свободному доступу к этой детали. Теперь беритесь двумя руками за тяги и пробуйте двигатель их вправо – влево. Если при таких действиях вы обнаружите люфт, то устранить его можно путем регулировки упорной гайки.

Такая регулировка рейки – простой процесс, но для его проведения вам потребуется специальный ключ №17, имеющий восьмигранную головку. Не имея такого специфического ключа, можете даже не приступать к регулировке. Ну а если ключ подготовлен, то перебирайтесь под автомобиль и в обязательном порядке снимайте защиту двигателя. Теперь осмотритесь и определите, как вам лучше добраться до рулевой рейки. Теперь снимите имеющуюся заглушку с упорной гайки. Вставляйте ключ и начинайте закручивать эту гайку внутрь корпуса. Советуем для начала провернуть гайку где-то на пятнадцать градусов и затем проверить изменение люфта. Если необходимость в регулировке осталась, то еще проверните гайку на такой же угол. Отметим, что лучше закручивать гайку понемногу, чтобы не перетянуть ее, так как потом у вас будет туго вращаться руль. Также советуем проверить надежность крепежей на тягах. В случае необходимости подтяните крепежные болты.

Демонтаж рулевой колонки

В том случае, если регулировка гайки не помогла и люфт остался, придется полностью разбирать рейку и ремонтировать ее. Правда, для начала ее еще нужно демонтировать, что тоже непросто. Существует две методики: со снятием рулевых тяг и без их снятия. Предпочтительнее и легче, конечно же, способ без снятия рулевых тяг, так как на него тратиться меньше времени. Перед началом демонтажа вам нужно поддомкратить переднюю часть машины. Делается это для того, чтобы полностью разгрузить рулевые тяги, иначе вы просто не сможете демонтировать рулевую рейку. Итак, приступаем к разборке. В салоне автомобиля, там, где находится блок педалей, найдите и открутите болт карданчика рулевого вала. Далее перебирайтесь в моторный отсек и уже там находите крепежные болты на тягах, откручивайте их. Не забудьте предварительно отогнуть стопорную пластинку. После этого открутите четыре фиксационных болта, с помощью которых рулевая колонка крепится на автомобильном кузове. Все крепежи откручены, аккуратно отодвигайте рулевую колонку и доставайте ее через проем под левой колесной аркой.

Самостоятельный ремонт рулевой колонки автомобиля ВАЗ

Как и при проведении любых других работ, сначала нужно подготовить необходимый инструмент. Для выполнения ремонта рулевой рейки вам понадобятся два специальных ключа: восьмигранники №17 и №24, а также специальные съемники для имеющихся подшипников. Сразу хотелось бы отметить, что ремонт рулевой рейки подразумевает замену изношенных деталей. К таким деталям относятся подшипники, упор, втулки, стопорные колечки, уплотнители и пыльник приводной шестерни. Приобрести все необходимые элементы можно в ремонтных комплектах. Так, на автомобильном рынке на данный момент предлагается три разновидности ремонтных комплектов для рулевой колонки:

  • минимальный комплект, в составе которого имеются стопорные кольца, уплотнители, пыльник и опорная втулка;
  • стандартный комплект, который включает все элементы минимального комплекта и подшипники;
  • полный пакет со всеми расходными элементами и новой рейкой.

Подходящий ремонтный комплект стоит приобретать только после разборки колонки, а также ее полной дефектовки.

Разборка рулевой колонки

Первым действием по разборке колонки является снятие защитного кожуха, для этого вам нужно разрезать пластиковые хомуты. Далее берите специальный ключ №17 и откручивайте упорную гайку, аккуратно доставайте установленные стопорные кольца, затем пружину. После этого можете выбить упор рейки. Снимайте пыльник и имеющийся уплотнитель, установленный на шестерни привода. Берите второй спецключ №24 и откручивайте гайку, которая удерживает шариковый подшипник – аккуратно извлекайте шестерню.

ре1

Теперь вашу рейку ничто не удерживает в корпусе, поэтому вы можете осторожно извлечь ее правую сторону. Освободив для себя пространство, попробуйте достать подшипник приводной шестерни. Сделать это можно с помощью подготовленного съемника. Снятые подшипники обязательно проверьте на люфт. Если таковой имеется, то подшипники подлежат замене. В обязательном порядке нужно заменить опорную втулку – она имеет цилиндрическую форму и находится в корпусе рулевого управления. Достать ее весьма просто – возьмите отвертку и подденьте ее.

Сборка рулевой колонки

Данный процесс стоит начать с установки нового игольчатого подшипника. Перед установкой обильно смажьте посадочное место смазкой «Фиол-1». Далее запрессуйте шариковый подшипник на приводной вал. Следующий элемент – опорная втулка. Ее установите в корпус узла управления. После этого вам нужно заполнить смазкой внутреннюю часть колонки и можно в нее вставлять рулевую рейку.

Монтируйте приводную шестерню, фиксируйте ее гайкой и не забывайте про стопорное кольцо. Надевайте новый пыльник. После этого вам останется лишь установить упор на место и закрепить его стопорным кольцом с гайкой. Ну вот и все. После этих действий вам останется лишь отрегулировать весь узел управления и затем надеть защитный кожух.

Регулировка механизма управления

Механические рейки регулируются путем прижимания упора к ней. Делается это закручиванием упорной гайки. Закрутите гайку до максимума, а затем прослабьте ее где-то на 30 градусов. Конечно же, это весьма грубая регулировка, но при этом она считается и самой правильной. Окончательная настройка производится аналогичным способом после установки рулевой колонки на автомобиль.

Замена рулевой рейки

В некоторых случаях, хоть и очень редко, но обычной заменой расходников не обойтись. Рулевая рейка, хоть и изготовлена из надежной стали, но все-таки она не вечная и через время может сильно износиться. Зачастую, виновниками в быстром износе рулевой рейки являются сами владельцы, которые не следят за состоянием рулевого механизма. Помимо этого, рулевая рейка может требовать замены в автомобиле после дорожного происшествия. Замена рейки в автомобиле ВАЗ происходит по схеме, описанной выше, только с учетом того, что вам придется покупать полный ремонтный комплект, в состав которого входит новая рейка.

Полезные советы автомобилистам

В завершение хотелось бы дать несколько советов, благодаря которым рулевая рейка и другие элементы системы управления будут вам служить долго и надежно:

  • один раз в три месяца заезжайте на СТО или самостоятельно проверяйте состояние рулевого управления;
  • постоянно контролируйте состояние защитного кожуха, установленного на рулевой рейке;
  • старайтесь по минимуму ездить по дорожным неровностям, особенно это касается движения на высокой скорости;
  • не изнашивайте рулевую рейку резкими стартами с вывернутыми до упора колесами;
  • при появлении люфта сразу же выполняйте регулировку;
  • при обнаружении признаков неисправностей сразу производите ремонт, не ожидая ухудшения состояния системы рулевого управления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!