Выполнение самостоятельной замены сальника на ВАЗе 2109

0
832

Сальник, являющийся, по сути, уплотнительным манжетом на валах радиального вида, используют в механизмах вращения в качестве защитного демпфера, которым предотвращается вытекание масла во время работы устройства и обеспечивается необходимая герметичность корпуса этого самого устройства. Применение указанного уплотнительного манжета началось со времен первых автомобилей и по причине простоты в конструкции используется до сих пор в области современного автомобилестроения. Сальник во время работы к вращающейся поверхности не прикасается, а зазор, имеющийся между деталями, уплотняется в результате разряжения создаваемого с помощью специальных насечек расположенных на торцевой части уплотнительной манжеты. Когда сальники изнашиваются, первым доказательством тому становится появление масляных потеков, что также свидетельствует о нарушении герметичности в системе смазки автомобильного двигателя. Соответственно, начиная определять суть неисправности, следует удостовериться в том, что причина утечки лежит именно в уплотняющих манжетах. Первым делом выполним проверку уровня масла в автомобильном двигателе. Полностью доверять датчикам в этом вопросе не следует. Если потребуется, доливаем масло и выполняем проверку каждый день до выяснения точной причины утечек.

zamena-salnika-kolenvala-na-vaz-2109

Также необходимо выполнить проверку вентиляционной системы картера двигателя, ведь в результате забитой вентиляции там могут скапливаться картерные газы, выталкивающие затем через манжеты уплотнения заправленное масло. Далее проверяем шланги маслопровода на отсутствие перегибов и уровень давления в системе смазывания. Самостоятельная замена переднего сальника коленвала ВАЗ-2109 – дело достаточно тяжелое, однако при изучении вопроса – вполне выполнимое. Из этого следует, что приступая к замене сальника нужно узнать точные причины выхода его выхода из строя. Разрушению сальников сопутствуют определенные обстоятельства, первым из которых является огрубление и старение резины, иначе говоря, естественный ее износ. Кроме этого причиной разрушения сальника может стать неправильная установка, приводящая к внутренним напряжениям и появлению трещин. Повреждение может быть и механическое, а также вызванное некачественной бракованной резиной. Чтобы избежать последней причины следует проверять рабочую поверхность нового сальника во время его приобретения. Кромка должна быть упругой, ровной и остроконечной, так как от ее остроты зависит длительность работы манжета. Отметим наиболее частый выход из строя переднего радиального манжета коленчатого вала из-за большой его подверженности воздействию грязи, пыли или песка, а также по причине вибрационных нагрузок оказываемых двигателем.

SHABLON.indd

Несмотря на более благоприятные условия у месторасположения заднего сальника, замену сальника лучше выполнять комплектно. Ведь они имеют практически одинаковый рабочий ресурс. Определить актуальность замены переднего сальника на ВАЗе 2109 можно по появлению подтеков масла в области шкива коленчатого вала на передней крышке моторного блока. Данные подтеки будут лишь увеличиваться по мере развития неисправности. Зафиксировать же момент, когда задний сальник начинает изнашиваться, практически невозможно. Понять это можно по пробуксовке сцепления во время движения авто, вызванной разбрызгивающимся на выжимной диск и на корзину сцепления просочившимся маслом. При обнаружении на машине хотя бы одного из подобных моментов затягивать с проведением соответствующего ремонта не рекомендуется. Стоимость одного ремонтного комплекта и цена ремонта всего автомобильного двигателя просто не сопоставима. Не стоит удивляться упоминанию двигателя, так как при утечке смазки происходит неравномерное ее распределение к сопрягающим поверхностям, вслед за чем отдельные части двигателя подвергаются масленому «голоданию». При этом именно коленчатый вал попадает в число первых деталей испытывающих нехватку масла, результатом чего становятся задиры на рабочей поверхности этой составляющей агрегата.

zamena-perednego-salnika-kolenvala-vaz-2109

Ко всему прочему вместе с масляными утечками, происходящими через манжеты, в сальник попадают также твердые механические частицы, изнашивающие как абразив его рабочую поверхность и приводящие затем к ремонту гораздо более затратному и весьма сложному. Мы уже отметили востребованность и частую необходимость в процедуре замены переднего сальника на коленвале ВАЗа 2109, а это требует предельной аккуратности и максимального точного соблюдения имеющихся рекомендаций от изготовителя, что вызвано еще и свойствами резинового материала из которого сделан сальник, который довольно легко повреждается во время монтажа. Переднюю манжету коленвала можно заменить двумя способами, один из которых является «самопальным» и быстрым, а другой – предлагаемый производителем. При первом, разработанном автовладельцами, способе производится снятие ремня ГРМ и демонтаж зубчатого шкива с коленчатого вала (помним о его шпонке) при котором применяется две отвертки/мотажки. Шкив коленвала вместе со шпонкой демонтируем. С помощью крючка либо отвертки выдираем и вытаскиваем старый сальник, на замену которому устанавливаем новый. Монтаж манжеты можно облегчить, смазав маслом ее поверхность. В конце сальник забивается до упора оправкой.

zamena-perednego-salnika-kolenvala-na-vaz-2109

Для второго способа «правильной» замены передней манжеты на коленвале ВАЗа 2109 мы должны запастись накидным ключом на «17», парой отверток, рожковым и накидным ключами с головкой на «10», головкой на «27» (для оправки), ключом натягивающим ролик ГРМ. Кроме этого понадобится новая прокладка масляного насоса, демонтаж которого требуется в случае «правильной» замены переднего сальника, и, разумеется, сам новый сальник. Следующим шагом станет обеспечение доступа к картеру мотора. Для этой цели машину нужно поставить на подъемник либо на эстакаду, отсоединить аккумулятор и слить масло. Если имеется защита картера, нам нужно будет ее убрать. Защитная крышка ГРМ крепится четырьмя болтами, которые нам также необходимо открутить для ее снятия. Теперь беремся за откручивание ключом на «8» шести болтов закрепляющих защитную крышку на правой половине отсека двигателя. Ослабляем натяжку ремня привода генератора с помощью ключа на «17» и снимаем его. Теперь можно снять переднее правое колесо, включить самую низкую передачу и ключом на «12» «сорвать» болт крепления шкива, после чего открутить его и снять шкив. Поршень 1-го цилиндра нужно установить в самую верхнюю мертвую точку, которая приходится на такт сжатия. Обращаем внимание на точное совпадение меток заднего защитного кожуха и привода распределительного вала, в то время как имеющаяся на маховике метка, наблюдать которую можно через лючок на кожухе сцепления, должна соответствовать среднему делению установочной шкалы.

zamena-salnika-kolenvala-vaz-2109-perednego-600x245

Для прокрутки коленчатого вала можно включить 5-ю передачу и прокручивать переднее вывешенное колесо. Используя ключ на «17» выполняем ослабление натяжного ролика, после чего можно снять с газораспределительного механизма ремень. Осуществляем демонтаж нижней крышки картера сцепления, применив для этого ключ на «10» чтобы открутить 4 болта прикрепляющих крышку. Далее в ход идет головка на «10», которой нам надо открутить 16 болтов с крышки картера двигателя для ее последующего снятия вместе с имеющейся прокладкой. Задействовав эту же головку, открутим болты, которыми маслоприемник крепится ко 2-му корневому подшипнику и масляному насосу. Снимаем маслоприемник. Аналогично первому способу производим с помощью двух отверток демонтаж зубчатого шкива, следя при этом за шпонкой, дабы ее не потерять. Откручиваем ключом на «10» все 6 болтов на масляном насосе, которыми он крепится к моторному блоку. После откручивания масляного насоса нужно обстучать его корпус и снять насос с сальником. Все что необходимо сделать далее, уже рассмотрено нами в первом способе, а сборку выполняем соответственно в обратной последовательности. Главное не забыть про установку новой прокладки под масляным насосом. Установка может быть облегчена смазыванием прокладки герметиком. Обязательно убеждаемся во время установки масленого насоса в попадании направляющих штифтов в соответствующие отверстия блока цилиндров, а также в отсутствии деформации рабочей кромки сальника, которая может возникнуть во время установки.

Желательна так же установка свежей прокладки под крышку картера. Теперь перейдем к процедуре замены задней манжеты, которую обычно осуществляют одновременно с проведением замены переднего сальника. Это поможет избежать вероятности неожиданного разрушения манжеты, учитывая практически одинаковую степень износа сальников и сложности с выявлением течи на заднем сальнике. Важно перед заменой разобраться с местом течи, которым может являться двигатель авто или коробка переключения передач. Определить трансмиссионное или моторное масло можно лишь при наличии опыта и на запах. По-другому выявить место утечки можно лишь после разборки, в первой части которой демонтируется коробка передач, а также корзина сцепления. Отворачиваем 6 болтов прикрепляющих к коленчатому валу маховик двигателя, после чего ввернув болт крепления КПП и удерживая от прокручивания отверткой, выполняем снятие маховика. После откручивания последнего прикрепляющего маховик болта, необходимо снять стопорную пластину и лишь потом непосредственно сам маховик. Производим снятие заднего щитка сцепления с направляющих. Теперь следует снять заднюю крышку моторного блока, для чего потребуется открутить на ней 8 болтов.

pri-zamene-perednego-salnika-kolenvala-vaz-2109

Начинаем демонтаж корпуса манжета, поддевая его аккуратно от блока цилиндров с помощью отвертки и вытаскивая старый сальник из его посадочного места. Используя оправку 99 мм диаметром, делаем запрессовку новой радиальной манжеты на свое место. Не забываем, что расположение рабочей кромки на новом сальнике должно быть внутрь. При этом для облегчения процесса запрессовки можно сточить немного под конус край кромки с наружной стороны, благодаря чему сальник ровнее войдет в посадочное место. Производим замену старой прокладки корпуса манжеты и после нанесения тонкого слоя моторного масла на фланец коленвала и рабочую кромку, осуществляем установку корпуса манжеты коленвала. Применив деревянную лопатку, во время установки поправляем кромку сальника. Теперь можно констатировать завершение процедуры по замене сальников на авто марки ВАЗ 2109. В заключении останется в обратном порядке и внимательно выполнить сборку всех ранее разобранных узлов для дальнейшей эксплуатации машины.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!